На что Вы опираетесь больше, на инстинкты или разум?
Животное ли человек?
Как насчет инстинктов?
Люди поощряют инстинкты
Что такое инстинкт?
Когда человек разумен?
Инстинкт помогает нам выживать
Примерные оценки
Характерные черты людей с высокой примативностью
Характерные черты людей с низкой примативностью
Как это проявляется
Самооценка
Семья
Здоровье
Работа, бизнес
Политика, социальное устройство
Что в будущем?
Что лучше?
Примативность – показатель переменный
Как примативность соотносится с идеализациями
Зачем знать свою и чужую примативность?
Можно ли управлять инстинктом?
Животное ли человек? (вверх)
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: человек – это животное? Или что-то еще? Если вы зададите этот вопрос вашим знакомым, то можно заранее предсказать, что большинство даже возмутится. «Как, сравнить человека с животным! Животное – это вот корова, лошадь, собака. А человек – он разумный. Это собака живет только инстинктами, она ест, пьет и хочет размножаться. А человек – он Царь Природы!»
Так вот, из приведенного выше ответа получается, что человек – это тот, кто живет не инстинктами, а разумом. То есть обладает логикой и абстрактным мышлением, способностью к анализу и синтезу. А тот, кто живет только инстинктами – это животное. В этом и заключается основное отличие человека от животного.
Как насчет инстинктов? (вверх)
Посмотрим на человека реального – чем он живет, разумом или инстинктами? Принято считать, что разумом, но так ли это в действительности? И как наше общество в целом относится к инстинктивному поведению? Одобряет оно животное начало в человеке, или осуждает?
Большинство людей обладает животным и разумным началом в некоторой степени. У кого-то много рациональности (разума) и мало инстинктов, а у другого мало разума, зато с инстинктами все в порядке. По соотношению этих составляющих, можно расположить всех людей по шкале инстинктивности.
Собственно, эта особенность человеческой психики давно учитывается учеными, и они даже ввели для нее специальный термин – «примативность». По значению это слово очень похоже на «инстинктивность». Это не примитивность, а именно примативность, происходящая от слова «примат», то есть преобладание. Или же от слова «приматы», в смысле, обезьяны. Что тоже сюда вполне подходит. Поэтому можно сказать, что «примативность» – это степень выраженности инстинктивных моделей поведения по отношению к рассудочным. Если уж выражаться совсем грубо, то чем более примативен человек, тем ближе он по своему поведению к животному миру.
На первый взгляд может показаться, что образец примативности – это малоразвитый и необразованный мужчина, заросший волосами, дурно пахнущий, громко и нелитературно выражающий свои незатейливые мысли, беспрерывно что-то едящий и пьющий и домогающийся всякую проходящую мимо женщину. Знакомый образчик, не так ли?
Тогда как человек с отсутствующей примативностью – это отутюженный и элегантный мужчина в строгом костюме и очках, с тремя высшими образованиями, с задумчивым интеллектуальным лицом и кожаным портфельчиком с деловыми или научными бумагами или с ноутбуком.
Это почти так, но не совсем. На самом деле, степень примативности почти не зависит от уровня образованности человека. То есть может быть высокопримативный академик и низкопримативный (то есть высокорассудочный) дворник (хотя, конечно, гораздо чаще бывает наоборот). Примативность проявляется в том, насколько на поведение человека, независимо от его сознания, влияют врожденные инстинкты. А это иногда мало зависит от уровня образования, социальной среды, в которой живет человек, занимаемой должности и других факторов.
Люди поощряют инстинкты (вверх)
Вернемся к вопросу о том, как общество относится к животному началу в поведении человека. Вроде бы не одобряет, поскольку к животному началу принято относить жестокость, грубость, невоздержанность в желаниях, обжорство (вспомните: «Ну ты животное!»), бесцеремонность (Прешь как осел!), излишнюю сексуальную озабоченность («мартовская кошка», «кобель»), мстительность и другие не очень приятные качества.
То есть люди вроде бы не должны вести себя как животные, а должны руководствоваться в своем поведении нормами морали, нравственности и другими принятыми в этом обществе разумными правилами, которые явно не поощряют проявления животных инстинктов.
Но вот представим себе группу женщин, обсуждающих молодую маму, очень привязанную к ребенку и посвятившую ему все свои мысли и поступки: «Это хорошая мать, у нее силен материнский инстинкт. Такая мать – это образец для других!
А вон идет другая мама, плохая. Она через два месяца после родов отдала ребенка няне и сама пошла работать. Она совсем не думает о ребенке, у нее нет материнских чувств, ну разве так можно!
А вон та женщина совершенно ужасна, она вообще не хочет иметь детей!»
Знакомые стереотипы, не так ли? То есть, в целом быть животным нехорошо, но иметь такой инстинкт, как материнский, это замечательно!
А наш спорт, весь построенный на идее достижения победы любой ценой? Разве он не тешит инстинкт выживания в форме борьбы за высшее место в иерархии? А бесконечные боевики, какие инстинкты зрителей они тешат? Это значимая часть нашей жизни? И много ли там разумного и человечного?
Так что в реальности люди, заявившие о себе как о существах, управляющих своею жизнью с помощью разума (homo sapiens – человек разумный), изо всех сил цепляются за инстинкты, поощряют и развивают их. Поощряют свое животное начало, хотя заявляют о необходимости жить разумно и осознанно.
Таков наш мир, и прожить в нем нужно целую жизнь, и желательно с удовольствием.
Что такое инстинкт? (вверх)
Современная наука не очень любит обсуждать тему инстинктов, поскольку ей пока не удалось составить единую классификацию или дать устраивающее всех определение инстинкта. Поначалу инстинктов насчитывалось пять – десять, а потом число дошло до нескольких сотен. Ведь к инстинктивным люди относят явления совсем разного порядка. Например, инстинктивно мы отдергиваем руку, когда касаемся горячей поверхности. И инстинктивно сжимаемся, концентрируемся в мгновения опасности. С другой стороны, процесс дыхания, управление мышцами тела во время движения мы тоже совершаем не осознанно, а инстинктивно, но это совсем другие инстинкты. С третьей стороны, мы можем рассуждать об инстинкте продолжения рода, инстинкте материнства, лидерском инстинкте – это уже совсем не те внутренние механизмы, которые управляют дыханием.
Здесь мы будем рассматривать только те явления, которые указаны в третьем варианте. То есть те сложные процессы, которые влияют на поведение человека помимо его сознания, заставляя его придавать огромное значение некоторым ценностям и приоритетам и совершать вытекающие из этого выбора поступки. Эти процессы неосознаваемы, то есть идут не от разума человека (здесь имеется в виду рациональная составляющая человеческого мышления), а из каких-то других центров, которые человек изначально признает как очень важные.
Мы будем рассматривать всего несколько инстинктов:
• инстинкт продолжения рода, заключающийся в неосознаваемой тяге людей производить на свет потомство. Причем речь идет не о сексе, а именно о желании иметь детей.
• стадный (стайный) инстинкт, заключающийся в неосознаваемом желании принадлежать какой-то группе (стае), где человек чувствует себя в безопасности. Этот же инстинкт определяет положение человека в обществе, его место в иерархии людей;
• инстинкт самосохранения (выживания), заключающийся в бессознательном стремлении выжить любой ценой в случае опасности (может быть подавлен волей и внутренними установками).
Другая форма проявления этого инстинкта – бессознательное стремление помочь брату по крови – другому человеку, испытывающему опасность или страдание, то есть милосердие;
• лидерский инстинкт – бессознательное стремление занять как можно более высокое положение в обществе (в своей сфере и на своем уровне), где безопаснее и достаются более лакомые куски всевозможных благ.
Здесь же возможна другая форма проявления этого инстинкта – стремление защитить более слабых, взять на себя ответственность за их жизнь и благополучие.
Когда человек разумен? (вверх)
Если человек есть двуединство животного и разумного начала, то можно ли различать, когда человеком управляет разумное начало, а когда – животное? Обычно эти состояния легко различимы.
Если вы находитесь в ситуации, когда у вас достаточно знаний, информации и времени, чтобы оценить имеющуюся ситуацию и принять обоснованное решение, то чаще всего ваше поведение разумно. Это разумное поведение домохозяйки на кухне, рабочего на заводе, директора предприятия в своем кабинете и так далее. Они выполняют более-менее стандартные действия по заранее известным правилам, им ничего не угрожает и не вызывает сильного беспокойства, поэтому инстинкты не востребованы.
Но если вас только что назначили директором, и для вас эта должность новая и тревожная, то у вас бессознательно могут включиться инстинктивные механизмы обеспечения безопасности. Которые проявятся, например, в стремлении окружить себя «безопасными» людьми (родственниками, друзьями, прежними сослуживцами), хотя объективно их деловые качества могут не соответствовать нужным требованиям.
То есть инстинкты приходят к нам на помощь, когда нам не хватает информации и времени для принятия обоснованного (то есть рассудочного, рационального) решения. Например, решение принимать нужно быстро, а вы не можете своим рациональным умом (каким бы сложным или примитивным он ни был) понять, что происходит. Громкий внезапный звук, непривычная вибрация, непонятная речь или угрожающие интонации в голосе незнакомца, непонятные события вокруг вас, отсутствие нужной информации – все это, и множество других факторов могут запустить в нас инстинктивные процессы.
В сложной ситуации Разум не может дать однозначной оценки ситуации, поэтому его быстренько задвигают в дальний угол, и в управление человеком вступает блок Инстинктов. Сначала инстинкт выживания запускает свои анализаторы на предмет опасности – нет ли угрозы для жизни? Затем он же предлагает либо совершить какие-то действия (зажмуриться, прислушаться, спрятаться и т. д.), либо, если прямой угрозы нет, запускает следующие инстинкты. Например, стадный – человек начинает искать другого человека – вместе безопасней. Если другому человеку нужна помощь, уже инстинкт выживания заставляет нас броситься помогать ему, и так далее.
Инстинкт помогает нам выживать (вверх)
То есть можно констатировать, что инстинкты помогают человеку выживать в опасном мире. Человек абсолютно рациональный с полностью подавленными инстинктами долго здесь не проживет – не получив нужной информации, он без страха пойдет смотреть, что за непонятный шум он слышал. Человек с инстинктами давно уже сделал бы ноги от малопонятного шума, а этот идет выяснять, кто в кого и зачем стрелял. Или что это был за звук, похожий на шум падающей стены. И так далее.
То есть получается, что если бы наш мир был абсолютно безопасен, если бы в нем никогда не выключали горячую и холодную воду, электричество, не происходили бы землетрясения и другие катастрофы, отсутствовала бы преступность – в таком мире инстинкты действительно почти не нужны. Разве что инстинкт продолжения рода пригодился бы, да и его легко заменить клонированием. Как вы понимаете, примерно такие условия жизни существуют только в некоторых странах Европы и в Северной Америке. Там настолько безопасно, что большинству местных жителей (не переселенцев с Востока) просто негде применить свои инстинкты. Из-за невостребованности они угасают.
Но это только малая часть нашей планеты. В остальном наш мир не такой. В нем постоянно кто-то воюет, борется за власть, есть нарушители законов, происходят катастрофы, землетрясения, аварии и другие угрожающие жизни события – так что инстинкты нам нужны. Условно говоря, нужны для того, чтобы продлить существование нашего тела.
Количество катастроф и других угрожающих жизни событий в нашем мире постоянно увеличивается. Катастрофы есть результат изменения климата на планете под влиянием преобразующей (вроде бы разумной?) деятельности человека. Разумные ученые придумывают новые товары, не менее разумные предприниматели их выпускают, очень разумные потребители их приобретают. А планета в итоге этой тотальной разумности гибнет. Но не быстро, а постепенно, заставляя человека тренировать и развивать свои инстинкты, то есть становиться ближе к ней, матушке Природе (ведь животные – это часть Природы).
То есть похоже, что сегодня вся Планета (как единое живое существо) заинтересована в уменьшении разумности людей (в плане науки, техники и технологии), чтобы они меньше ее обогревали, засоряли, уничтожали природные ресурсы и леса.
Собственно, эти процессы в мире и происходят – количество населения с преобладающим инстинктивным поведением постоянно увеличивается — население стран Африки и стран Азии растет и мигрирует в Европу и Америку. А коренное население стран Европы падает, поскольку низкопримативные нации не стремятся размножаться (инстинкт продолжения рода спит, а Разум не хочет обременять жизнь хлопотами по воспитанию детей). Такой забавный замкнутый процесс – чем быстрее мы движемся вперед в плане науки техники, тем быстрее попадаем назад – к экологической или какой-нибудь другой катастрофе, которая вновь вытащит из нас инстинктивное (читай – животное) начало.
Примерные оценки (вверх)
Можно привести примерные экспертные оценки уровня примативности жителей различных стран. Это будут усредненные оценки по отношению ко всему населению страны. Естественно, что среди этого населения будет некоторое количество людей с гораздо большими и гораздо меньшими показателями примативности. Поэтому не нужно принимать приведенные цифры как основание для обиды или проявления других нерадостных чувств, будьте более разумны и благожелательны, даже если вас не устроят эти оценки.
Итак, наиболее высокими показателями примативности, скорее всего, обладают жители стран Африки, Азии и Ближнего Востока. В среднем их примативность можно оценить в 75-80%.
Жители страны Средней Азии и Кавказа (бывшие республики СССР) в среднем имеют показатели примативности 65-70%.
Примативность жителей России можно оценить в 55-60%, и она уменьшается в связи со стабилизацией экономической и политической ситуации в последние годы.
Примативность коренного населения США (без афроамериканцев) можно оценить в 40-45%.
Примативность жителей Европы (исключая южные страны) можно оценить в 20-25%.
Оценки экспертные, поскольку серьезных исследований на эту тему не проводилось.
Вы уже имеете результаты тестирования, поэтому можете сравнить свою примативность со средним показателем по стране. Скорее всего, он будет несколько ниже этого среднего значения – высокопримативные люди не любят читать подобные статьи. У них есть более интересные занятия – выяснять отношения с окружающими людьми, производить детей и обеспечивать их выживание.
Рассмотрим для начала характерные черты поведения людей с высокой и низкой примативностью. По ним вы сами сможете оценить достоверность приведенных выше оценок.
Характерные черты людей с высокой примативностью (вверх)
Четкое позиционирование себя в человеческой иерархии (то есть знание своего места в сообществе), обычно достаточно низкая самооценка. Потребность во внешнем могущественном покровителе, который укажет, что нужно делать, и защитит в случае опасности. Жесткая религия.
Высокая эмоциональность, легкая возбудимость и агрессивность (иногда этот признак отсутствует из-за исполнения религиозных предписаний или сложившегося уклада жизни).
Преобладание отношений и связей над законом, использование закона в личных целях, высокая коррумпированность (бывают исключения).
Высокая потребность в создании семьи и рождении большого количества детей. Высокая сексуальность у мужчин.
Высокая потребность в заботе о родственниках Сильные родственные связи. Склонность к застолью и гостеприимству. Высокая тяга к общению.
Сильное стремление найти свое сообщество и агрессивно относиться к тем, кто не разделяет идеи этого сообщества, будь то объединение по национальном, религиозным или иным основаниям.
Высокая зависимость от удовольствий, слабое противостояние зависимостям. Ожидание чуда, высокая приверженность азартным играм и наркотикам.
Характерные черты людей с низкой примативностью (вверх)
Опора на себя и на научные знания, слабая зависимость от внешних сил. Невысокая потребность в религии.
Высокая цена жизни, уважение к любому человеку, толерантность в отношениях. Признание прав любого человека на его свободу, отсюда признание однополых браков.
Преобладание рационального мышления над эмоциями, низкая эмоциональность.
Преобладание закона над отношениями и связями, низкая коррумпированность
Слабые родственные связи, сдержанность в общении.
Слабое стремление к воспроизводству рода. Сдержанность в эмоциях, построение семейных отношений с высокой степенью личной свободы, уважение прав партнера.
Отсутствие бессознательного стремления быть членом какого-то сообщества.
Как это проявляется (вверх)
Теперь давайте посмотрим, как могут проявляться отличия людей с высоким и низким уровнем примативности в конкретных сферах жизни.
Самооценка (вверх)
Возьмем такую важную часть жизни, как самооценка, ощущение собственной значимости, восприятие себя как важного элемента мироздания.
Люди с высоким уровнем примативности обычно живут в опасной среде, в тяжелых условиях, где их жизни угрожает множество опасностей. Погибнуть можно легко, поэтому ни своя, ни чужая жизнь не является серьезной ценностью. И ею легко жертвуют во имя разных идей – религиозных, клановых, территориальных, для сохранения того, что принято считать честью в этом сообществе, и по множеству других причин. Понятно, что самооценка при этом достаточно низка, человек стремится жить в окружении близких ему людей (близких по крови, по национальности, по религии и т.д.). Попав в незнакомую среду, он бессознательно (стайный инстинкт) стремится найти близких ему по крови (национальности, месту рождения и т.д.) людей и общаться с ними. Такие общины (землячества) создают переселенцы в Россию с Кавказа или Средней Азии. Но точно такие же землячества образуют в странах Европы или в Америке переселенцы из России. В среде соотечественников люди находят общение, поддержку, ощущение защищенности.
Высокопримативными людьми удобно управлять, поскольку у них нет собственного мнения, они делегируют право принимать решения тем, кто стоит выше их по рангу (наместнику Бога – главе религиозной общины, царю, шаху, президенту (если он захочет себя так назвать), начальнику, командиру, и т.д.). Они готовы воспринять любые способы управления ими как должные, поэтому преобладают диктатуры или монархии, где власть передается по наследству.
Поскольку люди имеют низкую самооценку, они ищут защиту и помощь у каких-то внешних сил, не рассчитывая на себя. Поэтому в таких странах высока востребованность религии, причем религии жесткой, четко предписывающей все шаги в жизни человека. Если религия не такая жесткая, то популярно обращаться за помощью к разного рода колдунам, шаманам, ясновидящим или магам.
Высокопримативные люди обычно мало верят в возможность изменения ситуации своими силами, поэтому у них высока вера в Чудо. Отсюда вытекает высокая популярность всевозможных розыгрышей и лотерей, азартных игр. Причем, поскольку разумное начало развито слабо, а вера в Чудо высока, то люди не могут остановиться в своих азартных устремлениях (включая тягу к алкоголю и наркотикам). Понимая эту национальную особенность, религиозные и светские власти обычно вводят запреты на азартные игры, алкоголь и наркотики.
В низкопримативных сообществах, где люди принимают осознанные решения, ситуация совсем иная. Здесь каждый человек ощущает себя Личностью, имеющей определенные права и собственное мнение. Таким людям сложно навязать какой-то выбор, поскольку они привыкли думать и принимать решения сами. Понятно, что с помощью массированного воздействия через телевидение с использованием современных психотехнологий и им можно навязать какое-то решение, но это ненадолго. Через некоторое время они разберутся в обмане и призовут к ответу того, кто ими манипулировал, независимо от занимаемой им должности. Подобные примеры, когда под суд попадают политики любого ранга, даже самого высокого, мы периодически видим в странах развитой демократии.
В восокопримативных странах это невозможно. И не потому, что там нет демократии, а потому, что там другие люди. Попытка навязать демократическую модель управления стране с высокопримативным населением приводит к более чем печальным результатам. Реальные хозяева страны, используя демократические инструменты, обеспечивают себе победу на выборах и продолжают править, уже имея статус «цивилизованного» общества. Пока самооценка и самосознание населения не достигнет определенного уровня (примативность населения не уменьшится до 40-45%), демократические формы будут покрывать клановые (стайные) отношения.
Семья (вверх)
Примативность оказывает огромное влияние на семейные отношения, диктуя модель семьи и стратегии поведения мужчин и женщин.
Например, инстинкт продолжения рода заставляет мужчин неосознанно стремиться переспать (создать потомство) с максимальным количеством женщин. На сознательном уровне их интересует только секс, а на бессознательном высокопримативный мужчина стремится самоутвердиться как самец — обладатель всех самок стаи.
Этот же инстинкт заставляет женщин любой ценой создать семью и иметь детей (продолжить род). При выборе мужа женщина бессознательно стремится выбрать самого высокорангового (с точки зрения инстинкта, а не разума!) мужчину, и стать его женой (или любовницей). Высокоранговый – то есть занимающий высокий статус в обществе (в стае).
Но если затем мужчина не оправдывает надежд женщины (оказывается слабым, неуспешным, безденежным), его ранг в глазах женщины резко падает (любовь проходит). Она охладевает к нему и устремляет свое внимание на другого, опять же высокорангового (по отношению к ее статусу) мужчину. Очень подробно эти процессы описаны в работе В. Протопопова «Трактат о любви с точки зрения ужасного зануды» и в книге «Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться». Понятно, что все эти поступки не понятны Разуму и являются источником множества переживаний.
Под влиянием инстинкта продолжения рода высокопримативные семьи стремятся иметь как можно больше детей. Поскольку условия жизни обычно суровые, часть детей не выживает, остаются только самые сильные и здоровые. То есть в высокопримативных сообществах работает механизм естественного отбора, воспроизводя качественный генофонд, то есть увеличивающиеся и активные новые поколения.
В низкопримативных сообществах все обстоит по иному. Поскольку инстинкт продолжения рода ослаблен, женщины не стремятся любой ценой создать семью и завести детей. Семьи строятся на основе взаимного влечения и сохраняются, пока существует любовь.
В целом у мужчин и женщин наблюдается снижение влечения (либидо) – видимо, как следствие общего снижения эмоциональности. Вместо любви и секса они ищут другие способы получения возбуждения – интенсивная работа, спорт, увлечения.
Рождение детей планируется. Поскольку дети мешают женщинам в карьере, они часто отказываются от деторождения или имеют одного ребенка. В итоге численность нации уменьшается.
Здоровье (вверх)
Высокопримативные люди обычно имеют хорошее здоровье от рождения (дети с плохим здоровьем просто не выживают). Поскольку это бесплатный ресурс, то он расходуется без сожаления и в первую очередь. Заботиться о здоровье и тратить деньги на его поддержание считается пустым и неумным делом, поскольку всегда найдутся более важные дела.
В случае заболевания сначала пытаются побороть болезнь, не обращая на нее внимания. Если боль не уходит, начинают лечиться подручными и народными (бесплатными) средствами. Если это не помогает, приходится обращаться к врачу. Искать причины заболеваний внутри себя не принято.
В низкопримативных странах здоровье считается реальной ценностью, в которую нужно вкладывать время и деньги. Люди регулируют процесс своего питания, занимаются спортом, стараются поддерживать здоровый образ жизни.
В случае заболевания принято сразу обращаться к специалисту.
Высокоразвитая медицина и сильная социальная служба позволяют сохранять жизнь любым детям, в том числе ослабленным и больным. В итоге портится генофонд и воспроизводится все большее число слабых и нежизнеспособных особей (даже при хорошей экологии и нормальной медицине). В итоге через несколько поколений эту расу побеждает более молодая и более сильная раса. Низкопримативая раса обречена на вырождение и исчезновение. Если, конечно, она не начнет интенсивно обновляться путем смешанных браков с представителями высокопримативных народов.
Поэтому поиск решение проблемы увеличения рождаемости путем усиления социальной поддержки, скорее всего, обречен на провал (об этом свидетельствует опыт стран Европы с прекрасной социальной службой). Скорее всего, все получается наоборот. Чем сильнее социальная поддержка, тем более защищенным ощущает себя человек, тем меньше у него потребность в производстве большого числа детей.
Работа, бизнес (вверх)
Примативность, естественно, проявляется в такой важной сфере жизни, как работа или бизнес.
В высокопримативных странах стайный инстинкт заставляет руководителя принимать на работу родственников (друзей, единоверцев, соотечественников), невзирая на их деловые качества. Так он бессознательно ощущает себя более защищенным. Создав фирму из членов своей семьи (или своего клана), далее к ним не предъявляются слишком большие требования. Даже если кто-то из членов семьи не справляется с работой, его не выгоняют, а находят для него место по силам. Хоть и бестолковый, но свой, нельзя обижать.
В странах со средней примативностью (типа России) на работу или в бизнес также часто набирают или приглашают своих родственников, друзей, одноклассников, сослуживцев и т.д. В общем, членов одной стаи.
Затем, когда эти близкие люди не справляются с работой, к ним предъявляются претензии. Дальше идут переживания руководителя на тему, избавляться ли ему от близкого человека из-за его низкой компетенции, или оставить в надежде, что он исправится. Это называется «идеализация отношений между людьми» и приводит она порой к самым огорчительным результатам.
В низкопримативных странах людей набирают на работу преимущественно по уровню квалификации и деловым качествам. Чтобы иметь возможность избавиться от неугодного работника, контракты заключают на год, или каждый год проводят аттестацию персонала. Родственные связи на работе или в бизнесе не приветствуются, скорее наоборот. Например, в США введен запрет на личные связи в компаниях. Как только устанавливаются неформальные отношения мужчины и женщины – они подлежат увольнению, независимо от занимаемой ими должности, квалификации и других деловых качеств.
Политика, социальное устройство (вверх)
В силу неразвитости самосознания (и обычно низкого уровня развития и образованности) высокопримативные народы воспринимают диктаторские режимы как естественные. Восстание против диктатора происходит, когда терпение народа истощается из-за избыточной жестокости правителя и чрезмерно низкого уровня жизни. Но вместо одного диктатора вскоре после восстания появляется другой, и так до бесконечности – пока не изменится самосознание народа. А диктаторы (религиозные или светские) делают все, чтобы уровень осознанности населения не повысился. Сделать это несложно – нужно лишь создать в стране обстановку тревоги, страха за жизнь и безопасность в будущем. Для этого неплохо периодически находить внутренних врагов и публично расправляться с ними. Очень хороши внешние враги, с ними периодически нужно идти на разного рода обострения отношений – это будет хорошим основанием для дальнейшей самоизоляции. Нужно показывать по телевидению как можно больше насилия и катастроф. Годится небольшая локальная война, террористические акты и другие события, не дающие населению забыться в безмятежности и начать думать.
Сложность существования подобных режимов состоит в том, что население очень зависимо от властей, полагая, что именно власти должны решать все их проблемы, и не желая брать ответственность за свою жизнь на себя. Это удобно для сохранения власти, но не дает возможности создать высокоэффективное производство. Малоосознанный (считай – малоответственный) человек в первую очередь будет заботиться о своих личных интересах, занимая совершено пассивную позицию по отношению к интересам предприятия или общества в целом (вспомним отношение крестьян к результатам сельхозтруда в нашей стране, например). С таким населением стране невозможно вырваться в лидеры мирового производства. С этой проблемой сейчас сталкивается Россия. И деньги вроде бы есть, и оборудование современное можно бы закупить, а работать на нем некому. Приходится вместе с иностранным оборудованием завозить и иностранных рабочих.
Кроме того, лидеры высокопримативных стран очень неохотно принимают любые идеи объединения с другими странами и народами. Пусть маленькая стана (стая), но своя! А в объединенном сообществе придется делиться властью, подчиняться придуманными другими людьми правилам. Кому это нужно? Лучше самоизолироваться и подавить всю внутреннюю оппозицию. Пусть с экономикой и уровнем жизни народа будет неважно, зато сохранение власти будет гарантировано.
В случае прихода к власти, высокопримативный лидер инстинктивно окружает себя родственниками – мы это видим, например, в республиках Азии. Хотя опыт правящих династий показывает, что именно родственники чаще всего готовят покушения на того, кто находится у власти. И хотя все правители знают об этом, инстинкты побеждают при выборе своего окружения.
Если у пришедшего к власти руководителя родственные связи порушены (примативность пониже), то для создания «своего» сообщества годятся друзья, сослуживцы, одноклассники и другие знакомые из «прежней» жизни.
Если уровень примативности населения совпадает с уровнем примативности лидера, то он будет поддержан большинством населения – люди его понимают и сочувствуют ему. То есть они ощущают, что на его месте поступили бы точно так же. В высокопримативном обществе рассудительные (низкопримативные) лидеры не находят поддержки у большинства населения, какие бы светлые идеи они не предлагали. Население просто не понимает (и не принимает) их идей. Как давно замечено, каждая страна достойна своего правителя.
Поэтому ситуация, когда низкопримативная (западная) демократическая система принудительно навязывается на высокопримативное сообщество (или страну) неминуемо терпит провал. Демократия предполагает высокий уровень осознанности, самостоятельности населения. В высокопримативном обществе каждый отдельный человек чувствует себя песчинкой, и он защищен только в толпе, в стае. Которой обычно управляет тот, кто не заинтересован в повышении осознанности толпы. Поэтому в высокопримативных сообществах демократические идеи трансформируются и служат интересам правящего клана. Внешне вроде бы выборы проводятся, но весь народ, как один, голосует за того, кто сильнее сегодня. Эту ситуацию мы сейчас видим в Афганистане, Ираке и ряде других стран, которые принудительно пытаются перевести на демократическую систему правления. Пытаться-то можно, но вот результата ждать не приходится.
В низкопримативном обществе политические лидеры подбирают себе окружение по деловым качествам, хотя дружба и опора на единомышленников тоже обязательна. Родственные связи практически не используются – низкопримативное общество не поймет этого.
В низкопримативных странах сильно уважение к правам любой личности. Этим пользуются переселенцы из стран с высокой примативностью, которые расценивают признание их прав как слабость. Поэтому они начинают навязывать свой стиль жизни – агрессивный, связанный с насилием, разрушением чуждого им общества. Это мы видим в странах Европы, которые пока не умеют защищаться от нашествия переселенцев из Азии и Африки.
К чему это приведет? К тому, что в странах Европы жизнь станет более опасной, и ее жители вынуждены будут вновь воспользоваться помощью своего инстинкта выживания, то есть повысить свою примативность. Крайняя форма проявления примативности – рост национализма, что имеет мест в этих странах. А иначе они просто исчезнут как нация или народность.
В России эти процессы идут не так остро, поскольку большинство населения не сильно отличается от переселенцев, они понимают и признают друг друга, разговаривают «на одном языке».
Низкопримативные страны тяготеют к объединению – разумом их правители и население понимают, что жить и развиваться вместе удобней, чем поодиночке. Именно поэтому хорошо шли процессы объединения низкопримативных стран в Единую Европу. Дальнейшему расширению этого сообщества препятствуют руководители стран с более высокопримативным населением, не желающие терять свою власть (или даже желающие навязать ее Европейскому сообществу).
Что в будущем? (вверх)
Каковы перспективы подобного развития, смогут ли люди продолжить процессы объединение? И к чему это может привести?
Один из вариантов подобного развития подробно изложен в книге Нила Уолша «Беседы с богом». Там говорится, что человечеству давно пора перестать жить феодальным строем, когда группы людей под командой своего правителя (феодала) отгораживаются друг от друга границами, создают свои валюты, армии и любыми другими способами стараются сохранить свою власть.
Средства коммуникации (транспорт, Интернет, связь) сегодня достигли такого уровня, что от одной страны к другой можно добраться меньше, чем за сутки. А пообщаться с человеком их другой страны можно за мгновения. И при таких возможностях общения мы создали множество искусственных преград между народами.
Конечно, просто открыть границы невозможно – в этом случае наступит моментальная кончина всему цивилизованному (низкопримативному) сообществу — оно не выдержит очередного нашествия.
Что лучше? (вверх)
Наверное, к настоящему моменту рассуждений о примативности вы впали в сомнение – так как же, хорошо или плохо быть высокопримативным человеком?
С одной стороны – вроде бы хорошо, поскольку вы всегда готовы к выживанию в нашем нестабильном мире. Вы живете разнообразной жизнью, испытываете кучу страстей, боретесь, побеждаете или проигрываете, без конца переживаете. Если даже нет внешних врагов, вы находите врага внутри себя (вес, внешность, еще какие-то недостатки), и героически боретесь с собой. В общем, живете «полноценной» жизнью, как принято говорить у нас. Подобная жизнь воспевается (то есть рекламируется) поэтами и некоторыми писателями. Все ведь учили в школе: «Буря! Пусть скорее грянет буря!»? Как жить без бури-то? Скучно. Вот у нас и происходит по две-три коллективные бури в год. И еще по нескольку персональных.
С другой стороны, быть высокопримативным существом вроде бы нехорошо, поскольку чувствуете, что в своем поведении вы немного похожи на животное, а это унижает ваше человеческое достоинство. И делает вашу жизнь хотя и живенькой, но малопредсказуемой по последствиям.
В общем, это ни хорошо, ни плохо. Это просто отражение вашей текущей реальности, которую нужно принять как данность, поскольку создали эту реальность вы сами. Хотя и бессознательно.
И вы сами же имеете полное право изменить ее в любой момент. Когда же может возникнуть потребность понизить свою примативность? Когда вы устанете от постоянной внешней и внутренней борьбы и бесконечных переживаний. Когда вам захочется пожить спокойно, не являясь роботом своих инстинктов.
Каким же образом наши инстинкты могут привести к негативным переживаниям? Таких способов, как вы понимаете, немало.
Лидерский инстинкт заставляет человека изо всех сил стремиться занять как можно более высокое положение в обществе и переживать, если поставленная цель не достигается. Он же проявляется в виде мстительности, агрессивности, импульсивности и безрассудности в поступках, тяге к острым ощущениям, амбциозности (то есть идеализации своих способностей), низкой оценке других людей и прочих проявлениях, которые явно не способствуют хорошему расположению духа.
Стадный инстинкт заставляет людей постоянно вмешиваться в дела родственников, постоянно заботиться о них, иногда даже вопреки личным интересам, в стремлении жить вместе и так далее. Понятно, что на этом пути также можно накопить немало переживаний.
В общем, множество наших поступков в своей основе имеют обычные инстинкты. И это нужно понимать и учитывать, а не переживать по поводу своих странных и необъяснимых поступков.
Это касается тех сложностей, которые возникают у высокопримативных особей. Но и у низкопримативных людей существует немало проблем, приводящих к внутреннему недовольству. Известно ведь, что самый высокий уровень самоубийств имеется в самых развитых и обеспеченных странах Европы. У низкопримативных жителей этих стран утерян инстинкт выживания, и в случае острых внутренних проблем они легко отказываются от жизни.
Кроме того, у низкопримативного человека в жизни мало переживаний, мало эмоций. «Реальная» жизнь со страстями, мучениями, борьбой, радостями и горестями кипит у приматов. А у низкопримативных все просчитано, запланировано, обеспечено. Скучно жить то, не так ли? От такой жизни тоже не очень жалко отказаться.
Примативность – показатель переменный (вверх)
Обращаем ваше внимание на то, что примативность – показатель во многом изменяемый.
Конечно, есть какие-то параметры, которые человек получает при рождении и на которые ему очень сложно повлиять. Это, например, врожденная импульсивность, сверхэмоциональность, сексуальность, агрессивность или подавленность, стремление жить одной семьей и многое другое.
Но это не клеймо на всю жизнь, это всего лишь характеристика силы проявленности врожденных инстинктов у вас в нынешнее время. А этот показатель зависит от многих факторов.
Например, он зависит от того, в какой среде вы обитаете. Если вы живете в большом современном городе с развитой инфрастуктурой, где все ваши потребности в еде, воде, тепле, жилье, безопасности, общении, передвижении и прочем удовлетворены в высокой степени, вы имеете стабильный доход и гарантированную пенсию, то инстинкты вам не очень-то и нужны. Они не востребованы и в малой степени влияют на вашу жизнь. Такова жизнь людей в развитых странах Европы.
Другое дело, если вы живете в довольно диких условиях, в горах или в лесу, где вам постоянно угрожает опасность, где нужно заботиться о выживании – тут инстинкты очень важны, и вы привыкли полагаться на них, выделяя разуму не очень большую степень свободы. Высокая примативность является необходимым атрибутом успешного выживания в не слишком цивилизованной среде.
Нужно отметить, что если жителя самого цивилизованного города поместить в дикую среду, то, если он не погибает сразу, в нем просыпаются подавленные инстинкты, которые помогают ему выживать.
И наоборот, если младенца из высокопримативной страны поместить в обеспеченную семью в Европе и воспитать как своего ребенка, то, скорее всего, его природные инстинкты, не востребованные с момента рождения, так и не проявятся. То есть он станет вполне цивилизованным гражданином (хотя возможны некоторые психические особенности).
Сложнее обстоит дело с взрослым человеком, перемещенным из высокопримативного общества в цивилизованную страну. Естественно, несколько лет жизни в новом мире дадут свои плоды, и его инстинктивное начало будет погашено из-за полной невостребованности. Если, конечно, он не будет жить в общине своих земляков, где сохраняются стереотипы поведения своей страны. Многие переселенцы в Европу с Востока или Африки неплохо адаптируются к новой среде и ведут вполне цивилизованный образ жизни. Хотя и сохраняют некоторые свои прежние пристрастия к еде, способам отдыха, развлечениям.
Но здесь не все так просто. Если человек в молодости получил очень сильные установки своей среды, в том числе национальные и религиозные, то в новом безопасном мире они могут как бы угаснуть, и он станет вполне адекватным членом цивилизованного общества. Но при профессиональном обращении к этим скрытым внутренним установкам их воздействие на поступки человека могут оказаться сильнее, чем вновь наработанные навыки проживания в цивилизованном мире. Об этом говорит ситуация с участниками террористического акта в США 11 сентября. Как известно, двое из участников этого теракта много лет жили в США, получили там высшее образование, работали на солидных должностях. В общем, были вроде бы полностью адаптированы в цивилизованную среду. И, тем не менее, по приказу своих религиозных (или националистических – это неизвестно) руководителей отказались от своей вполне успешной по современным понятиям жизни и сознательно пошли на смерть во имя каких-то идей.
Поэтому можно констатировать, что уменьшение или увеличение степени примативности во многом зависит от внешних условий.
Другим важным показателем, влияющим или на примативность, является возраст. В молодости большинство людей обладает высокой примативностью, проявляющейся в резкости суждений и мнений, высокой агрессивности и сексуальности, амбициозности, стремлении получить удовольствия любой ценой.
Например, в странах Европы принято после получения высшего образования на год-два уезжать в страны Востока или Южной Америки, чтобы познакомиться там с «реальной» жизнью. Этого времени обычно хватает, чтобы полностью удовлетворить бессознательную тягу к острым ощущениям, и под влиянием разума вернуться в свой безопасный мир.
С возрастом у большинства людей (не у всех!) эти проявления принимают менее выраженную форму, то есть примативность падает.
Как примативность соотносится с идеализациями (вверх)
Примативность является основой для появления идеализаций.
Например, инстинкт продолжения рода толкает женщин на создание семьи и продолжение рода. Сам по себе этот процесс неплох, особенно в части создания детей. Но не у всех он получается из-за самых разных причин. Понятно, что отсутствие партнера для создания семьи приводит к сильным переживаниям, а это уже является идеализацией.
Стайный инстинкт заставляет людей жить вместе и помогать друг другу. Дело вроде бы хорошее, но из него вытекает множество оснований для длительных переживаний.
Например, дочь постоянно конфликтует с матерью, потом выходит замуж и уезжает от матери. Но инстинкт не дает ей покоя, и она перевозит мать к себе. Конфликты возобновляются, семья дочери разваливается, и она продолжает свои развлечения с матерью. Живо, эмоционально, с полным приложением всех сил. Здесь стайный инстинкт приводит к появлению букета идеализаций — отношений, разумности, контроля и так далее.
Или ситуация с бессознательным привлечением на работу родственников или одноклассников, и вытекающими из этого переживаниями. Здесь стайный инстинкт стал источником идеализации отношений.
В общем, сам по себе инстинкт не является идеализацией. Но совершаемые под действием инстинкта поступки могут привести к длительным переживаниям, а это уже квалифицируется как идеализация.
Зачем знать свою и чужую примативность? (вверх)
А, собственно, к чему все эти долгие разговоры о проявлении нашего животного начала? Имеют ли они какое-то прикладное значение? Конечно, имеют.
Знание уровня примативности позволяет прогнозировать стиль поведения человека.
Например, высокопримативный мужчина будет бессознательно конкурировать с другими самцами, порождая конфликтные отношения, стремясь самоутвердиться, любой ценой доказать свою правоту не брезгуя прямым обманом при случае (идеализация своих способностей).
Высокопримативная женщина всегда будет ставить интересы семьи и детей выше интересов производства, и так далее.
А теперь представьте семью, где любовь соединила вместе высокопримативную женщину и рассудительного мужчину (кстати, частый выбор). Первые пару лет мужчина будет восхищаться непосредственностью жены, а потом ему станут надоедать ее бесконечные хлопоты по поводу родственников, общение с подругами или нескончаемые истерики. Он попытается с ней договориться, и тут с удивлением обнаружит, что договариваться-то не с кем… .
Или наоборот, умная и рассудительная женщина влюбляется в типичного самца (тоже частый случай). Он устанавливает дома деспотический порядок, чуть что не по его воле — сразу идут в ход оскорбления, а то и рукоприкладство. Бабуин, что с него взять? А она мучается и пытается объяснить ему, что так жить нельзя, что она тоже Личность и имеет право голоса. Он искренне не понимает, о чем это она бормочет вместо занятий с детьми или на кухне.
На работе высокопримативные люди будут бессознательно конкурировать друг с другом, пытаться «кинуть» всех, кто избыточно доверится им и не примет мер защиты, и так далее.
Вариантов, когда соединяются вместе люди с разной примативностью, существует множество. И все они являются основанием для переживаний, поскольку люди искренне не понимают мотивов поведения близкого человека. А мотивы просты – разный уровень примативности.
Поэтому неплохо знать уровень примативности вашего будущего делового партнера, сотрудника или спутника семейной жизни. Как минимум, это позволит избежать неприятных последствий в будущем.
Может быть, есть смысл ввести тест на примативность? И учитывать его результаты при назначении на должность? Ведь заранее известно, что высокопримативная личность всегда будет стараться опереться на родственников и друзей (свою стаю), так ему кажется безопасней. Или будет совершать другие бессознательные, но вполне предсказуемые поступки.
Может быть, есть смысл ввести что-то вроде «коэффициента цивилизованности», который будет указывать на уровень примативности? Разработать сам тест несложно, но кто будет оценивать его результаты? Как известно, в высокопримативном обществе всегда можно договориться и получить тот результат теста, который вам будет нужен.
Можно ли управлять инстинктом? (вверх)
Можно ли как-то научиться управлять своим животным началом? То есть позволять ему защищать вас в моменты опасности и отдыхать тогда, когда он не нужен, и вы вполне справитесь с ситуацией на уровне разума?
Так действительно может быть, наверное. Но для этого нужно иметь сильную волю, чтобы сознательно подавлять те порывы своего организма (эмоциональность, агрессивность, тягу к другому человеку и т. д.), которые вас сознательно не устраивают. К сожалению, этого качества недостает большинству людей, а вся наша цивилизация направлена на подавление этого качества личности.
Развить волю можно. Для этого годятся самые разные способы, в том числе прием «Нарабатываем нужное качество», предложный в книге “Разумный мир. Как жить без лишних переживаний”. Суть его проста – нужно объявить себе «Месячник воли». И выполнять в течение месяца абсолютно все свои действия только так, как их должен выполняться суперволевой человек. Поначалу это будет вас смешить или раздражать, вы будете забывать о намерении стать более волевым человеком – это нормально. Нужно вновь и вновь возвращаться к принятому решению, и к концу месяца вы почувствуете результат. Главное, чтобы вы стали применять наработанные навыки в позитивных, созидающих целях.
Ну и, понятно, вместе с волей нужно иметь достаточно развитый разум, который с помощью воли будет подавлять нежелательные проявления инстинктов. Воля без разума – явление довольно печальное.
Так что все мы немного (а кто и много) животные. Это ни хорошо, ни плохо, это отражение нашей реальности. Это нужно учитывать и стараться понять, когда вы ведете себя как человек осознанный, хотя и руководствующийся ошибочными идеями (идеализациями, негативными установками). А когда ваши поступки полностью продиктованы инстинктом, то есть вы перестали быть homo sapiens, а стали кем-то иным. Обезьянкой, мартовским котом, разъяренной кошкой, курицей с цыплятами и так далее.
Вам нравится быть приматом – нет проблем, только не переживайте по поводу своих поступков и не осуждайте других людей за другой выбор. Если не нравится, то включите свой разум, волю, и перестаньте подчиняться животному началу внутри вас. И помните: главное – золотая середина.
ИТОГИ:
- Поведением человека наряду с Разумом и Эмоциями управляют Инстинкты.
- Уровень проявленности врожденных инстинктов оценивается таким показателем, как «примативность».
- Уровень примативности можно оценить с помощью несложных тестов.
- Люди с высокой и низкой примативность ведут себя в жизни совсем по разному. Если они живут или работают вместе, это будет основанием для взаимных претензий и непонимания мотивов поведения друг друга.
- Зная уровень примативности человека, можно легко предсказать некоторые моменты его поведения.